Казалось бы, на столько очевидный ответ на вопрос в заголовке этой статьи. Но не все так однозначно! Ведь отсутствие ресурсов может вести к неминуемому краху бизнеса, но не всегда это так. Ведь очень много зависит от человека. Я начинал с 0 в кармане. Вот прям с нулем. Были и моменты, что не знаешь будет ли у тебя ужин вечером, просто потому что нет денег купить продуктов. Много чего было, об этом я рассказываю на моем подкасте в “Яндекс музыка“.
Отсутствие денег и их влияние на развитие бизнеса тоже не мало важный фактор. Большинство экспертов говорит о инвестировании и привлечении стороннего капитала. Но кто же позволит своему капиталу “привлечься” в неизвестный и не развитый бизнес? Начиная размышлять об этом и планировать, ты попадаешь в замкнутый круг где все зависимо друг от друга.
Каждый понимает что любой рост начинается с клиента. Чем больше поток клиентов тем бизнес больше расширяется и привлекает сотрудников для обработки заказов. И в век информационных технологий, поток привлекается не только в виде проходящего трафика с улицы, но и в сети интернет. Что же для этого нужно?
Да совсем не много:
1) сайт
2) социальные сети
3) размещение на профильных ресурсах
4) Онлайн карты
Эти пункты очень важны на первом этапе, их присутствие в “портфолио” вашей компании положительно влияет на доверие со стороны клиента.
Но ведь важно не только завести эти ресурсы, их еще нужно поддерживать и наполнять контентом. Запуская рекламу в “директ” – необходимо постоянно следить за рекламной компанией и своевременно корректировать.
И как же быть начинающему предпринимателю, когда он днем ремонтирует устройства (если мы говорим про мой бизнес проект – сервисный центр “РемонтерЦех”) и времени практически не остается на отслеживание всех аспектов.
Конечно пойти на аутсорс, как пишут во многих книгах по бизнесу – делегировать. Ага, конечно, а денег сколько это стоит все в курсе? Порой ценник крайне высок для начинающего бизнеса. Я говорю о микро бизнесе или о новом открывшемся предприятии, которое делает первые шаги. Так что подобное “делегирование” требует финансовых вложений, который не каждый может себе позволить на начальном этапе.
Есть и обратная “сторона медали”, когда запускаешься с деньгами и сразу начинаешь их “лупить” в продвижение. В таком варианте я так же видел много падений. Именно поэтому считаю что все должно быть гармонично.
Всегда придерживаюсь одного “золотого” правила: “что бы что то сделать, ты должен понимать как это работает“. В таком случае даже будет проще контролировать аутсорс что бы не “сливали” бюджет.
Как я начал привлекать поток без денег.
Продвигаться самому. Именно к этому меня привело отсутствие денег в бизнесе на начальных этапах и желание учиться. Да что там деньги в бизнесе, вообще отсутствие денег. И порой ты просто не можешь финансово себе позволить сделать хороший сайт. Я очень четко для себя решил – сайт должен быть у любой организации, не важно большая контора или маленькая. Так начались мои поиски того кто сделает сайт, а точнее я начал изучать рынок и стоимость подобных услуг. Когда проанализировал digital сферу и ценообразование, я был немного удивлен ценами, которые для меня были не доступны. Да и чисто психологически – как заплатить за то, что не будет на первых этапах приносить доход, а лишь обозначит мою компанию и перечень её услуг. До открытия своей организации я занимался сайтами и это было мое хобби, пока я работал в найме. Индустрия сайтов шагнула за этот период вперед и я начал изучать все с чистого листа.
Через месяц я уже сверстал свой первый сайт для моей компании. Далее было размещение в социальных сетях и на онлайн картах. Я разместил информацию везде где это было доступно и постепенно начал наполнять статьями и информацией, делая “бэкграунд” своей организации.
И смысл тут в том что отсутствие денег побудило меня развиваться и расти. Да я тратил много времени на изучение и применение этих знаний. Но в итоге я прокачался так, что сделать новый сайт не занимает много времени. То же самое с социальными сетями и контентом. Более того – мне это очень нравиться. Тот же YouTube и ролики для него. А теперь еще добавились и аудио подкасты.
Из того что я написал, становиться понятно что отсутствие денег в бизнесе можно обернуть в свою пользу, а так же получить знания, которые очень сильно помогут в последующем. Во многих книгах по психологии есть такой метод, когда ты из негативной ситуации получаешь положительный опыт и новые возможности. Так что все в ваших руках.